Долина Вулканов


Идея попасть в Долину Вулканов родилась у меня год назад, когда я прочитала несколько интересных отчетов о посещении Восточных Саян с чудесными фотографиями снежных вершин, моря цветов на перевалах, чистейших горных озер и настоящих, хоть и давно потухших, вулканов. К тому же, 1 августа 2008 года должно было быть полное солнечное затмение, наиболее хорошо видимое в Сибири.

Осенью 2007 года был намечен примерный маршрут похода, а в начале декабря по распродаже авиакомпании "S7 airlines" были взяты недорогие авиабилеты в Иркутск и обратные из Новосибирска. Из-за достаточно сложной и дорогой заброски желательно было собрать группу не менее 5 человек, поэтому были закинуты объявления о походе на сайты Ангара.нет и Природа Байкала. Поскольку были ограничения по срокам, многие желающие присоединиться не смогли и в итоге основная часть группы состояла из ЖЖ-юзеров, знакомых пока только виртуально :). Несколько попыток развиртуализации не увенчались успехом по разным обстоятельствам и первый раз мы увиделись в конце мая. Обговорили маршрут, заброску, питание, снаряжение.

Несмотря на мое номинальное руководство походом :), основную организующую роль взял на себя Сергей, за что ему огромное человеческое спасибо.Он нашел недорогую заброску фирмой Свифт, внес задаток, оформил документы для спасателей и пограничников. Поэтому в конце июня можно было с чистой совестью уезжать отдыхать. А вот по возвращении начались некоторые метания - ребята по очереди ставили свое участие под сомнение по объективным причинам и все-таки улетали мы без одного человека.

Так уж вышло, что я вылетала 15 июня последней и у меня практически не было запаса времени на случай непредвиденных обстоятельств, которые не преминули случиться. При подлете к Иркутску я почувствовала неладное, когда мы в третий раз пролетали над городом без снижения. Вскоре объявили, что из-за тумана аэропорт не дает добро на посадку, поэтому мы летим в Братск (хорошо, что не в Тюмень), дозаправляемся и летим назад. На все про все ушло 3 часа и когда я вышла с вещами из аэропорта, ребята уже собрались в Слюдянке (завизировав перед этим наш маршрут у спасателей и подкупив продукты), где нас встречала машина. На автостанции я потеряла еще час (зато прогулялась по старым кварталам и закупилась едой), ожидая отправление маршрутки (таксисты ломили какую-то совершенно неприличную сумму 15т.р. - в 10 раз дороже маршрутки) и наконец, практически все время по встречке на 100км/ч я въехала в Култук. Тут, из-за Билайна, который отрубается сразу по выезде из Иркутска, мы умудрились разминуться с ребятами, но они вернулись за мной и вот мы выезжаем на старт.

Начало пути

Едем на довольно свежем УАЗе-буханке 2006 г.в., водитель молодой парень.
Часть рюкзаков закрепили наверху, остальные на пол в салоне. Ребята в Слюдянке взяли на пустое место попутчика - бывалого туриста из Красноярска, с которым мы потом прошли половину маршрута. До Кирена (довольно крупного поселка) мы доехали без проблем, а потом выяснилось, что сломался вентилятор и мотор прилично греется. С трудом нашли подходящий вентилятор (мы успели прогуляться по поселку и дозакупиться в магазинчиках, особенно порадовали дешевые помидору по 30р.), долго его устанавливали и вроде наконец выехали, как оказалось, что течет радиатор (видимо, задели его при установке). Тут уж своими силами ничего нельзя было сделать, поэтому по стационарному телефону позвонили в контору и вызвали резервную машину. Было довольно поздно и все решили лечь спать - кто в машине, кто рядом с ней на пенках. Мы особо не надеялись, что машина придет глубокой ночью, но Свифт не подкачал и машина прибыла-таки. Быстро перегружаем вещи и в путь.

Небо сверкало зарницами - мы двигались в сторону грозы. Начался проливной дождь, но машина упорно взбиралась на перевал. Тут и там сверкали молнии, грохотало. В темноте и под ливнем проскочили Монды и погранзаставу "Белый Иркут" - и никаких пропусков в погранзону нам не потребовалось А ведь именно для пропуска мы составляли маршрутную книжку и заверяли ее у спасов! Тем временем мы въехали прямо в центр грозы. Тут уже молнии били прямо рядом и даже те, кто умудрялся еще дремать, проснулись. Одна из молний ударила буквально в 2-3 метрах от дороги в стоящее дерево, которое воспламенилось. В общем, лично я получила заряд адреналина надолго. Наконец, эпицентр остался позади, хотя все еще сверкало и гремело и мне удалось немного вздремнуть, насколько позволяла тряска и сидячее положение (хороший асфальт уже закончился).

К утру добрались до Орлика - промежуточной точки маршрута. В утреннем тумане он показался небольшим селом (хотя на обратном пути мы поняли наше заблуждение), а лежащие под деревьями рядом с заправкой коровы производили какое-то сюрреалистическое впечатление. Заправились и покатили дальше, теперь уже по грунтовкам. Трясло значительно сильнее. Переехали несколько деревянных мостов. Проехали несколько святых мест - обо, особенно впечатлил высокий столб с белым лебедем наверху. Вокруг святых источников повешены лоскутки в больших количествах. Пейзаж вокруг стал альпийским, а дорога вся в больших булыжниках.

По договоренности, довезти нас должны были до фермы Хутел, дальше дорога проходима только Уралами или ГАЗ-66.

Но водитель остановил раньше и только после уговоров провез еще километров 5, до какого-то заброшенного хутора. На вопрос, Хутел ли это, он ответил утвердительно, а поскольку никто из нас в этих краях еще не был, то пришлось ему поверить на слово, хотя по описанию на Хутел это место походило мало.

Итак, вещи выгружены, отпускаем машину и мы начинаем пеший маршрут согласно ранее составленному плану.

Время 9 утра местного, солнце уже довольно припекает и достает мошка. Решаем разделиться - у всех скорость разная и тормозить/торопить друг друга не хочется, договариваемся встретиться на обеденной стоянке. Природа вокруг очень напоминает БАМовские места - Чару, Куанду, Кодар. Те же лиственницы, холодные горные реки, прозрачные озера и вершины, вершины справа и слева.

По плану мы должны пройти за 2 дня около 50 км по долине реки Сенцы и одним из перевалов пройти к минеральным источникам Чойган. Эту часть большинство тургрупп преодолевает на Уралах, Шишигах или лошадях - летом бизнес поставлен на поток. Но выигрыш по времени составляет немногим более суток - дорога весьма тяжелая, машины едут от силы 20км/ч и за свои деньги это удовольствие крайне сомнительно. Поэтому движемся своим ходом по автомобильной дороге.

До Хутела добираемся часа через 2.Это действительно большая ферма - лошади, овцы, коровы.


Переговорили с бурятами - они живут тут до холодов, а на зиму уходят. А вот то самое страшное болото, которым пугали отчеты, вполне проходимо и проезжаемо. Так и двигались дальше по жаре, благо, с водой проблем не возникало. Но весьма доставали комары и мошка.

Вдоль дороги растет жимолость, к середине июня она еще не поспела. К вечеру идется довольно тяжело - рюкзаки-то еще полные. Но у нас намечена стоянка после брода через Хадарус - довольно серьезную реку с сильным течением. На ней пригодились сандали и веревка - все разулись и по очереди, держась за веревку, переходили. Уже на середине реки ноги прилично сводит, а течение пытается стащить вниз. Когда на противоположном берегу остался 1 человек, подъехал Урал с группой туристов и любезно перебросил нашего товарища в кабине.

Наконец-то в 18.30 привал - есть хорошая стоянка с несколькими костровищами да и место прятное - чистый сосновый лес. Подъем намечен рано, чтобы успеть пройти побольше.

Второй ходовой день мало отличался от первого - идти пришлось по жаре, дорога круто петляла то вверх то вниз, так же одолевали комары и мошка.

Коричневые и голубые бабочки в большом количестве слетались на следы конской деятельности.


Навоз с бабочками

Резво стартовав с утра, мы проскочили ходом минеральный источник Халун-Ухан, который расположен чуть в стороне от дороги за небольшим зимовьем (а вот ребята даже искупались там).

Опять разувшись, перешли реки Барун-Хадарус и Буштыг и остановились перекусить. Долина стала сужаться и впереди замаячил хребет Хайрхан.

Как и накануне, нам по ходу и навстречу попадались местные жители на лошадях с поклажей. Первым делом буряты спрашивали, откуда мы и куда направляемся. Информация в этих краях распространяется быстро, и многие были уже в курсе, что у нас за группа. Часто предлагали подвезти нас или наши рюкзаки. В наши планы такой вариант не входил - неспортивно как-то, поэтому мы отказывались. В свою очередь, мы интересовались дальнейшей дорогой. Ходовое время буряты были склонны преуменьшать (верхом, конечно, быстрее), а вот расстояния отличались от указанных на карте в большую сторону.

После обеда вдоль дороги видели несколько зимовий. Это небольшой сруб, внутри обычно стол, полати и печка-буржуйка. Иногда есть небольшие запасы еды - крупы, соль, сахар. Зимовья не запираются, чем мы и воспользовались на обратном пути.

Ближе к вечеру мы добрались до развилки - одна из дорог уходит на Хойто-Гол, а другая на Чойган. Развилку мы не заметили и двинулись по основной дороге вправо. Но, пройдя буквально метров 200, повстречали группу, идущую с Чойгана на Хойто-Гол, они-то и сказали нам, что на Чойган надо было поворачивать налево. Также полезной оказалась информация, что вышли они рано утром, прошли к обеду перевал и до Хойто-Гола еще идти часа 1,5.

Вернувшись назад и пойдя левой дорогой, вскоре мы вышли нас к слиянию рек Хойто-Гол, Даргыл и Дунда-Гол. Сначала брод широкий, но мелкий, а последний участок глубокий и с быстрым течением. Сразу после брода хорошее место для стоянки, правда, на поляне много муравьев. Поскольку в этот день мы ушли далеко вперед от остальных наших спутников, были опасения, что они также пойдут не в ту сторону. Увы, до отбоя мы их так и не дождались, и было не ясно, либо они просто медленно идут, либо свернули не туда.

Следующим утром, пройдя от стоянки метров 300, мы уперлись в брод через Даргыл. Автомобильная дорога уходила на другую сторону реки, которая здесь весьма глубокая. Немного поплутав, мы нашли верхнюю конную тропу, которая через час снова вывела нас на основную дорогу. По ней мы и пошли не спеша, а горы все приближались и приближались. Прошли большое озеро, там стоял ГАЗ-66 и копошились люди.

Начали попадаться заборчики, за которыми паслись коровы и лошади. Так мы добрались до конца автомобильной дороги - на большой поляне рядом с рекой машины разворачиваются и едут назад, а люди пересаживаются на лошадей или идут пешком. Далее еще один забор и несколько домиков, большой стол на улице, за которым сидит группа бурят. Один из них подошел к нам и предложил остановиться в домиках - есть дрова, баня, можно купить продукты. Но до вечера еще далеко, и в планах у нас подъем на перевал. Тогда он предупредил, что отсюда и до середины перевала их территория и ставить палатку можно только заплатив 100р. Приняли информацию к сведению и двинулись дальше. По довольно свежему мосту перешли реку, рядом с ним группа иностранцев грузила вещи на лошадей. И вот начинаем подъем на перевал. Еще солнечно, но долину сзади нас уже затягивают тучи.

Тропа довольно круто идет вверх, и вот уже видны снежники, водопады и множество цветов.


Цветущий луг

Лезли мы с остановками минут 40, за это время грозовые тучи здорово сгустились. В конце подъема начинают появляться молодые кедровые деревья. Решили не дожидаясь начала грозы ставить палатку и готовить ужин. Встали недалеко от тропы между тремя кедрами.

Рядом много ручьев, набрали воды и горного лука, который прекрасно пошел с тушенкой. За ужином смелый бурундук подошел прямо к нам и подбирал хлебные крошки. Гроза все-таки не прошла мимо и спать ложились под стук капель на тенте.

Ночью дождь утих и мимо нашей палатки проехала конная группа туристов. С утра небо было затянуто тучами, тропа совсем раскисла.

По камням перешли несколько небольших речушек и через 15 минут после старта достигли тура из камней - своеобразного рубежа на перевале Чойган-Дабан (Чойган по тувински пихта), дальше уже Республика Тыва.

Вообще, сама тропа весьма живописная - почти рядом отроги гор со снежниками, россыпи синих и оранжевых цветов, прозрачные озера.

Чуть поодаль на лужайке пасутся лошади. Перед спуском много причудливо лежащих валунов, покрытых мхом.

Встретили несколько групп туристов, они жаловались на монополию бурятов - лошадей на перевал дешевле 1т.р. не возьмешь.

Спуск в долину реки Аржан-Хем (или Изиг-Суг по тувински - Горячая вода) оказался не таким простым - крутая тропа давала сильную нагрузку на ноги. Мы не слишком торопились и часто отдыхали, поэтому собственно в долине оказались только к обеду.

Поиск хорошего места для стоянки занял некоторое время, тут как раз появились наши отставшие ребята, а дождь прекратился. Встали мы в стороне от центральной поляны, на которой было стойбище тувинцев.

Ну и практически сразу решили идти купаться на источники Чойган (Жойган по местному). В долине на поверхность выходит множество источников различной температуры и минерализации. Термальные радоновые считаются особенно целебными, над ними установлены домики, внутри которых вырыты ванны.

Вот к ним-то мы и направились. Для начала идем в баню - домик, куда самотеком по желобу стекает вода из верхних домиков.

Затем заплыв в источники - на выбор от 34 до 37 градусов. Источники никогда не пустуют, а в детский (34 градуса) даже очередь- тувинцы и буряты приезжают сюда лечиться семьями. Считается, что надо пробыть как минимум месяц, чтобы на 3-4 года забыть о своих болезнях. Также много целебных грязей.

Тувинцы приезжают на настоящих северных оленях, которые спокойно лежали под деревьями и охотно нам позировали.

После ванн пора и пообедать, поэтому разжигаем костер и варим супчик. Тут же к нам подкрался бесстрашный бурундук и тоже напросился на обед.

Бурундук

Затем идем осматривать остальные источники. Главный питьевой расположен в небольшом деревянном колодце с крышкой, вода приятная, похожа на Нарзан.

Вокруг него различные дары исцелившихся, начиная с монет и конфет и заканчивая фотоаппаратами и радиоприемниками. Но больше всего памятных лоскутков и табличек с ФИО, датой посещения и благодарностью. Таблички очень искусно вырезаются из дерева и украшаются картинками - есть очень забавные со времен СССР с Лениным, также много животных и птиц - оленей, тигров, лебедей.

Дальше тропа ведет в начало долины, на поляну бурятов. Там тоже пара источников, но попрохладнее. На центральной поляне в это время шел волейбольный матч, молодежь играла с большим азартом. На другую сторону реки ведет мост, под которым подвешены мешки с мясом, чтобы оно охлаждалось брызгами.

На том берегу также источники, особенно интересен глазной грот, где ложишься, а целебная вода капает в глаза.

А вечером к нам пожаловал главный тувинец, называющий себя администрацией и просил оплатить свое пребывание в размере 100р. с человека в день, согласно некоей официальной бумаге. Поскольку мы не определились со временем пребывания, то пока ничего оплачивать не стали. И уже перед сном разведали ледяной источник "Вечная молодость" и горячий грязевой, сильно пузырящийся.

Утром следующего дня снова было облачно и накрапывал дождик. У нас была запланирована радиалка к истокам Аржан-Хема, но погода не способствовала съемке пейзажей.

Все же, после завтрака в сторону Пика Топографов двинулись Сергей с Таней, а мы еще раз сходили на источники и тоже решили стартовать. Сначала тропа петляла среди кедров, пересекая несколько небольших ручейков. Затем начался подъем и вскоре мы добрались до обрыва, с которого был хорошо виден водопад, берущий начало на снежнике и долина, откуда мы вышли. Тут мы немного посидели, пережидая дождь и раздумывая, стоит ли идти дальше. Решили не отступать от плана и продолжили подъем, который стал более крутым. Но тропа была хорошо заметна, выше было даже несколько стоянок.

Так мы поднимались минут 40, пока не достигли места, где тропа зажата между скалой и речкой. Тут как раз нам встретились возвращающиеся ребята и сообщили, что дальше по камням надо переходить реку и лезть на перевал по курумнику и сыпухе. Как назло, дождь полил как из ведра и камни стали очень скользкими. В общем, ползли мы эти метров 700 вверх часа полтора (тропу потеряли почти сразу, хотя назад видели несколько туров) и совсем мокрые доползли до снежника на перевале. Почти рядом за вершины цеплялись облака, но немного прояснилось.

Дальше тропа шла по березовому стланику к Голубому и Зеленому озеру. Огромные каменные глыбы лежали тут и там, а небольшие камушки периодически скатывались с близлежащих склонов. Озера действительно были разного цвета с прозрачной ледяной водой. Вокруг море цветов, а камни поросли мхом. Пик Топографов был уже неподалеку, но мы были мокрые и усталые, а еще предстоял обратный путь. Поэтому поворачиваем назад, может быть, получиться достичь его в другой раз.

Спуск был тоже непростым - камни сыпались из под ног, поэтому, дойдя до нормальной тропы, мы уже считали, что почти дома. А к вечеру опять выглянуло солнышко, дав немного подсушить обувь. В общем, дольше задерживаться на Чойгане смысла не было, тем более, что погода снова не радовала и на следующий день к обеду мы выдвинулись на Хойто-Гол. Дождь был не сильный, но постоянный. На подъеме встретили несколько конных групп, прошли перевал и снова спустились в долину Сенцы. Мокрые вещи требовали просушки, поэтому решили идти до зимовья и если оно свободно ночевать там.

Дойдя, растопили буржуйку и поставили вариться ужин. Как мало надо человеку для счастья - сухая одежда и обувь, горячая еда - и чувствуешь себя куда веселее! Стемнело, стали ложиться, но кто-то стучится в дверь. Мимо проезжали двое бурят, они видели дым из трубы и предупредили, что сильно топить нельзя - может воспламениться крыша. Спасибо за предупреждение, теперь спокойно ложимся, подвесив обувь над печкой. Ночью шуршали мыши, но мы запрятали всю еду в рюкзаки.

Зимовье

Отлично выспавшись в тепле, мы неторопливо позавтракали и уже собрались выдвигаться, как начался дождь. Решили подождать, пока он утихнет. Через полчаса все же стартуем, с неба моросит. Бодро проходим до подъема на конную тропу в сторону Хойто-Гола, тут нас догоняет встреченный накануне бывалый походник Николай из Приангарска. Он уже сбегал на Чойган и возвращается на Хойто-Гол, где оставил часть вещей. Решаем идти вместе, по пути обмениваемся впечатлениями об увиденных местах. Николай оказался кладезем полезной информации - в свое время он был туринструктором, объездил почти всю страну.

Дождь так и шел, Николай завернулся в большой кусок пленки вместе с рюкзаком и бодро двигался вперед, а мы старались не отставать. Пройдя часа за 1,5 тропу, мы вышли к реке. Перед ее форсированием решили подкрепиться. Разожгли костер, сварили суп и чай. Николай угостил нас конфетами, что было весьма кстати - наши запасы сладкого были строго лимитированы. Брода как такового не было - Николай принципиально ушел выше по течению и в своих болотных сапогах легко перешел на другой берег. Река тут была широкая и быстрая, а довольно тонкое бревно не располагало к переходу посуху с 15-киллограмовым рюкзаком за плечами. Поэтому пошли напрямую, не снимая обуви, все равно она уже дней 5 не просыхала.

После брода почти сразу вышли на дорогу и по ней двигались до самого Хойто-Гола, все время забирая вверх. Распогодилось, Хойто-Гол предстал перед нами под лучами солнца и произвел неплохое впечатление. Как раз перед этим отсюда уехало несколько групп и были свободные домики. Раньше здесь был Реабилитационный центр, о чем свидетельствовала табличка на одном из домиков. Было электричество, завозили продукты. Условный центр курорта - поляна с указателем и столовой, рядом ужинают буряты. Их лошади привязаны тут же.

Николай повел нас выше, к большому щитовому дому. Половина его была занята группой туристов, а в другой комнате расположились мы. Крыша немного протекала, на полу стоял таз для воды. В середине дома была русская печь, которая при растопке начала так сильно дымить, что пришлось вынуть оконную раму для проветривания. В комнате вдоль стен были деревянные нары, также имелся грубо сколоченный стол и лавка. По периметру дома шла веранда, там стояла буржуйка. Рядом с домом было костровище, там соседи уже готовили ужин. А мы разложили вещи и пошли к ваннам. Здесь они были гораздо меньшего размера, чем на Чойгане и вода прохладнее.

Главной фишкой Хойто-Гола был не так давно построенный бассейн, примерно 4х5м, глубиной около 1,5м. В него сливалась вода из окрестных ванн и он пользовался особой популярностью у детей. Сзади у него имелась огромная затычка, но ее не открывали, а вода самотеком лились через край. Источники расположены компактно на поляне, рядом с ними имелись деревья с обильными ленточками, табличками с благодарностями и странные деревянные шесты с деревянными же самолетами и вертолетами, не первой свежести. Самый горячий источник расположен вверху, рядом с ручьем, к нему ведет живописная тропа с валунами.

Назад мы вернулись другой тропой, мимо еще одного дома, где на террасе пили чай буряты. Готовим на костре гречку с тушенкой и ужинаем. После ужина еще прогулялись, посмотрели на звездное небо. Николай собирается утром на вулканы, как и наши соседи. Он планирует идти без ночевки, но на всякий случай берет с собой спальник. А мы ждем наших отставших товарищей. С утра солнечно, решили прогуляться по руслу Хойто-Гола к его истокам.

Живописная дорога по началу довольно разъезжена, пересекаем несколько ручьев. Проходим зимовье и цветочную поляну, виднеются снежные вершины Большого Саяна. Река разлилась довольно широко, на пути встречаются несколько озер. Тропа становится почти нехоженой, мы упираемся в реку. Перейдя ее, выходим на развилку. Направо будет подъем на перевал к озеру Хабщу-Нур, а налево вроде бы должны быть минеральный источники. Но там снова брод, поэтому поворачиваем назад. Набегают тучи, вдалеке гремит гром. Но до нас гроза не дошла и вечер снова был солнечным. Собираем вещи - на следующий день выдвигаемся на перевал Черби.

Рукава реки

Старт запланировали пораньше, пока жарко. Утром еще раз прошлись к источникам - пока все спят, коровы вовсю пасутся прямо рядом с бассейном. Выходим ровно в 8, тропа идет влево от последнего домика. Проходим мимо памятного камня, с надписью от иркутян. Сразу идет довольно серьезный подъем, большая часть туристов проходит здесь на лошадях. Через полчаса выходим к ручью, чуть выше он легко переходится по камням. И снова тропа круто идет вверх, пока еще среди деревьев. Доходим до открытого места, уже видны окрестные горы и долины. До верха мы шли где-то часа 1,5, с передышками и остановками на фотосъемку. Виды действительно шикарные.

Наверху практически альпийские луга - множество цветов, но довольно сыро, много ручейков. Дальше нам предстоит спуск в долину, берем влево по расставленным турам и выходим на довольно большой снежник, под которым находится озеро. Отсюда видно, что тропа идет гораздо правее. Тут замечаем быстро движущуюся внизу в нашу сторону фигуру - это возвращается наш знакомый Николай, он машет, чтобы мы шли не напрямую, а по тропе. Приходится делать крюк назад, находим тропу и спускаемся. Николай ждет нас внизу и рассказывает о своем походе. Тут как раз нас нагоняют и обгоняют остальные члены группы, нам тоже надо двигаться вперед - небо затягивают грозовые тучи.

Долина сильно заболочена, скоро ботинки совсем мокрые. На небольшом пригорке решаем быстро пообедать и ставим горелку. Гром уже гремит совсем рядом, когда мы выдвигаемся дальше. И снова мы попадаем в сильнейшую грозу в довольно узкой долине. Полил жуткий ливень, молнии сверкали прямо над головой, а грохотало так, как будто осыпаются горы рядом. Вдруг в такую бурю навстречу попадается отряд на лошадях, там едут журналисты с вулканов, они потеряли двоих человек и спрашивают, не встречали ли мы их. Но мы никого не видели, поэтому они разделяются и едут на поиски. На выходе из долины тропа идет вниз, к реке Барун-Хадарус. Брод мы не нашли, поэтому переходим напрямую, все равно уже промокли. По берегам реки заросли карликовой березки, тропу в них найти не так просто. Уже виднеется вулкан Перетолчина, но до него еще около 2,5 км.

Вдали вулкан

Ребята встают лагерем справа от тропы на возвышении, а мы решаем идти к подножию вулкана, чтобы не терять время утром. Переходим еще несколько ручейков, уже начинают попадаться островки лавы. У подножия вулкана уже стоит чья-то палатка, ставим свою на небольшой площадке с костровищем. Вокруг громадные борщевики. Все сырое, поэтому костер не разжигаем, а ставим внутри горелку. Неподалеку ручей, с водой проблем нет. Сам конус вулкана порос лиственницами, видна тропа наверх. День завершаем чтением отчетов о подъеме на вулканы, чем мы собираемся завтра и заняться.

Утром немного моросит, тропа разъезжается под ногами. Сам кратер зарос лиственницами и мхом, по периметру идет тропа. Наконец мы достигли цели нашего похода! Ко всему прочему, здесь заложен тайник геокешеров, который мы почти сразу находим. Его не посещали 2 года. Берем оттуда книжку по выживанию, 2 конфетки и сувенирные спички с островом Ольхон. Гуляем по кратеру, фотографируем. Внизу кратера озерцо. Спускаемся с другой стороны, и сразу попадаем на тропу к вулкану Кропоткина, которая идет через лавовое поле. Идти по нему быстро не получается, т.к. много трещин и нагромождений лавы. Кое-где видны туры, но тропу мы потеряли. Интересно, что даже в лаве растут подберезовики!

Озерцо внутри кратера

Вообще, древняя вулканическая деятельность впечатляет, так и представляешь потоки раскаленной лавы, выливающиеся из жерла вулкана и застывающие причудливыми фигурами. Справа от тропы виднеется водопадик. Подниматься на Кропоткина нам показалось сложнее - он весь порос карликовой березкой, которая была совершенно сырая от дождя. И хотя высота обоих вулканов примерно одинаковая, на этот мы забирались дольше. Внутри кратер лысый и мрачный. По краю через каждые 1,5 метра расставлены туры. За вулканом виднеется озеро, при хорошей погоде можно было дойти до него, а сейчас туман и мало что видно. Поэтому идем назад, перекусываем и идем к ребятам на их стоянку - завтра нам все равно идти вдоль реки.

Назад мы решили идти по Барун-Хадарусу, который впадает в Хадарус, а тот, соответственно, в Сенцу. Для начала ищем тропу - приходится пробираться по заболоченному участку карликовой березки. Тропа появляется через метров 700, она идет по левому берегу реки. Движемся довольно быстро и скоро натыкаемся на хорошо оборудованное зимовье. Вокруг ковер изо мха, река начинает разделяться на рукава. К обеду тропа поднимается выше, видны следы каких-то животных и давние отпечатки подков - видимо, этим путем туристы пользуются реже.

К вечеру тропа уперлась в прижим, по описаниям где-то здесь должен быть брод. Река в этом месте немного сузилась, но течение быстрое. Обнаружили установленный тур и решаемся переходить. Идем с трудом - течение пытается свалить с ног. На другом берегу тура нет, сооружаем его. Тропа резко идет вверх и петляет по перелеску. В конце концов ее теряем и идем вниз, на берег. По отчетам надо снова переходить на левый берег, что и делаем. На отмели становимся на ночевку, благо, полно принесенных рекой дров. Лучи заходящего солнца освещают окрестные горы.

С утра отличная погода, не спеша завтракаем. Многочисленных бабочек почему-то очень привлекают мои часы и они готовы позировать на циферблате. Тропа поднимается на скалистый берег и идет лесом. Много поваленных деревьев, поэтому на лошадях стараются тут не ездить. Вокруг много молодых кедров, находим несколько кедровых шишек. Преодолеваем несколько бродов по бревнам, река сужается - скоро впадение в Хадарус. Тропа снова уходит резко вверх и там довольно долго приходится скакать по камням. Наконец, началось снижение, выходим к импровизированной смотровой площадке, откуда видно долину и текущую внизу реку. Продолжаем спускаться лесом, на тропе много грибов. И совершенно незаметно выходим на поляну в долине Сенцы, от которой рукой подать до дороги, по которой мы шли туда.

Итак, круг замкнулся. Теперь по знакомым местам идти до Хутела, где завтра нас заберет машина. Можно не торопиться - времени с запасом. Останавливаемся на обед на живописном озере, но нас атакуют полчища муравьев из громадного муравейника. Приходиться спешно ретироваться. Чуть дальше хорошее место для ночлега - рядом река и дорога. Ночью проезжает две машины, их рев долго разносится по всей округе. К обеду следующего дня доходим до Хутела и встаем на развилке - здесь нам ждать машину до вечера.

Двое ребят уехали на попутном Урале чуть раньше - им надо в Орлик в медпункт. Идет еще два пустых Урала и предлагают подвезти нас в Орлик. Как быть? С одной стороны, машина уже заказана и оплачена, с другой, в Орлике есть связь и не ясно, что там с ребятами. Решаем ехать. Грузимся в открытый кузов, сами на деревянные лавки, рюкзаки на пол. Начинается дождь. Водитель выдает тент закрыть вещи. Трясет по страшному - я сажусь на рюкзак, на нем помягче. Ползли мы так вверх-вниз больше двух часов, удовольствие сомнительное. Снова проезжаем Обо в виде лебедя, сейчас его красят к национальному празднику. Проехали деревянные мосты через Сенцу и Оку и добрались до въезда в Орлик. Там рядом с дорогой мы становимся с вещами, а ребята идут в поселок звонить. Теперь надо не пропустить едущую за нами машину. Стемнело, а машины нет, как и ребят.

Обо

Наконец, они приходят с плохими новостями. Оказывается, машина ушла раньше и мы с ней разминулись. Сейчас можно уехать в Слюдянку на маршрутке, но машина-то будет нас ждать. И снова попутный Урал в Хутел, ребята едут назад, а мы ложимся спать. Утром встаем пораньше, в тумане на нас выходит стадо коров и медленно бредет к реке. К счастью, все-таки появляется наша ГАЗ-66 - ребята нашли ее ночью на условленном месте. Грузимся и в путь - вечером наш поезд. В Орлике подбираем ребят у медпункта, заправляемся и едем дальше. Поселок довольно большой, добротные дома со спутниковыми тарелками. Дорога проходит по живописным местам - берега рек, горы, облака до горизонта. Остановка около святого источника - можно размять ноги. Едем по ущелью Белого Иркута - красота!

Следующая остановка в Мондах, тут уже цивилизация. В магазине покупаем пряников, сока. Ехать становится веселее. В Кырене не останавливаемся, движемся в Порт Байкал. Там оплачиваем оставшуюся сумму и едем в Слюдянку. Все по графику - еще есть время купить еды в поезд. В Слюдянке все по прежнему, как и 3 года назад. Только омуль продают из-под полы - много отравлений. До свидания Байкал, до скорых встреч. А мы едем в Новосибирск, смотреть затмение!

Итак, выехав поездом из Слюдянки, мы в последний раз полюбовались видами Байкала и настроились на долгий путь. В поезде было ужасно жарко и душно, поэтому прогуляться во время длинных остановок было очень приятно.

Вокзал Слюдянки

Дорвавшись до свежей прессы, я, наконец, смогла узнать, какие события происходили во время нашего 2-х недельного отсутствия. Потом мы с большим азартом поиграли в настольные игры, поболтали с проводницей, едущей на службу. Так прошел день, а рано утром нас ждал Новосибирск.

Пока пристроили вещи в камеру хранения, где за каждую привязку к основному багажу берут полную стоимость места, начало светать. И мы направились в центр по пока еще пустынным улицам города. В центре выделяется здание Краеведческого музея (бывшая Городская дума, построено в 1910-12 гг.) и конечно, внушительный памятник В.И. Ленину.

На проспекте привлекает внимание восстановленная в 1993 году Часовня Николая Чудотворца.


Потом мы немного покатались на метро и прогулялись вдоль метромоста, который являлся на момент открытия в 1986 году самым длинным в мире (2100м).

Затем мы разделились, и я направилась на Речной вокзал. Но сначала осмотрела старый пролет моста через Обь (1894 года, демонтированный в 1998-2001 гг.) и рядом новый мост.

Речной Вокзал оказался в полном запустении - территория вокруг него занята детскими аттракционами, мне с большим трудом удалось найти проход к причалам. Там стоял одинокий теплоход 305 серии Парис, а на кассе были вывешена информация о двух прогулочных линиях.

Больше ничего интересного не наблюдалось, и я поехала в один из новых районов, поснимать по заказу мужа трамвайчики.

Затем я перекусила и снова отправилась в центр. Тут, в окружении стеклянных новостроек мне попались на глаза несколько деревянных домов с резьбой, и памятник Первому светофору, недавно отметивший двухлетие со дня установки.

Памятник Светофору

Потом было посещение картинной галереи. Время идет и до затмения остается не так уж и долго. Наблюдать его мы направились на Обское водохранилище, но сначала заехали в железнодорожный музей на платформе Сеятель.

По случаю дня Железнодорожника вход в него был бесплатным, а экспонаты украшены гирляндами.


Помимо собственно железнодорожной техники, в музее большая экспозиция советских автомобилей.


Погуляв, выдвигаемся на место наблюдения на берегу водохранилища, где уже высадился десант Клуба транспортных путешественников.

Искали мы его по жаре довольно долго, попутно наблюдая занявших vip-места иностранцев, отделенных красной лентой.

Те уже расчехлили телескопы и были в полной готовности к наступлению затмения. Наконец, вещи брошены и можно охладиться в волнах Обского водохранилища, которое разыгралось не на шутку.

Понемногу яркость солнца убывает, окружающие краски блекнут и как-то все затихает - и ветер, и волны.

Уже темнеет

Наблюдаем солнце через различные средства зашиты - спец. фольгу, очки, дискеты. Вот уже половина его скрылась, даже как-то похолодало. И вот, настал пик затмения - стало почти темно, но впечатление смазалось из-за включившихся на пляже фонарей. Минута, и краешек солнца снова показывается. Ура, оно возвращается к нам! Слышны радостные крики. И потом все происходило в обратном порядке. Увы, без штатива хороших снимков у меня не вышло. Вечером мы еще покатались на вокзал за вещами и обратно и спали там же на берегу, под шум волн и завывание ветра. А утром, проводив ребят, я снова сдала вещи и поехала на Детскую железную дорогу. Она расположена в Заельцовском парке, рядом с зоопарком. Зоопарк занимает довольно большую лесную территорию, птицы и звери находятся почти в природной среде. Недалеко от входа установлены фигуры динозавров, выполненные довольно реалистично.

А из животных очень понравились выдры-рыболовы, обезьянки и белый медвежонок. Чтобы попасть на ДЖД надо пройти зоопарк насквозь и потом еще немного по лесу. На дороге длиной 5,3 км. 3 станции и 2 разъезда.

Маршрут круговой, всего в день поезд делает 8 рейсов. Дорога открыта совсем недавно и все так и сверкает новизной.

Объявляют посадку, юная проводница приглашает в вагон. Во время движения она зачитывает интересные факты о проезжаемых местах. А за окном шумит сосновый бор. На станции Спортивная в середине маршрута 15-минутная остановка. Можно осмотреть вокзал (похожий архитектурой на Тындинский) и прогуляться.

Для детей есть детская площадка. Доехав до конца, я пересела на автобус, т.к. до самолета оставалось не так много времени.

И вот, в последний раз осмотрев вокзал и получив вещи, сажусь в автобус до аэропорта.


В Новосибирске мне понравилось, город сочетает в себе старые райончики и много современных зданий.


Так завершилась это путешествие , все намеченное выполнено, и пора отправляться домой. Увожу с собой массу впечатлений и забитые фотками флешки.

Немного о технической стороне похода: на старте мой рюкзак весил 18кг, из еды у нас было пополам консервов и сублиматов Гала-Гала (которые нас совершенно не впечатлили), картофельное пюре и роллтон. На перекусы сухофрукты с орехами, сникерсы и нуга. Еды было вполне достаточно, только под конец приходилось несколько ограничивать сладкое (поскольку мы оба его любители и съели его довольно быстро). Обувь - треккинговые ботинки, кроссовки и сандали, одежда - спортивный костюм + запасные брюки спать, флиска, свитер, 3 майки, непромокаемый костюм. Пройдено пешком около 200 км, взято 2 несложных перевала.

Остальные фотографии из поездки можно посмотреть в фотоальбомах:
Старт
Долина Сенcы
Чойган
Голубое озеро
Хойто-Гол
Перевал
Вулкан
Назад
Новосиб


На Русский Север летом Семнадцать летних дней в Сибири... Цветущий Баку и его окрестности
На главную
Количество просмотров
Hosted by uCoz