Новогодний БАМ 2007



(29 декабря 2007г. - 8 января 2007г.)


Часть.1

Бульвар на берегу Ангары
Идея отправится на новогодние каникулы на БАМ появилась, у нас, после объявленной авиакомпанией "Сибирь" он-лайн распродажи билетов по 300р. Со сборами один билет Москва-Иркутск обошелся нам примерно 1900р., что в несколько раз дешевле обычной его стоимости. И вот, 29 декабря 2006 года десант КТП из 4-х человек собрался в аэропорту "Домодедово", чтобы вылететь в Иркутск. Погода стояла нелетная - сильная метель. В результате, наш вылет задержали на 3 часа, как и многие другие. Дальше все пошло отлично - аэробус 320 домчал нас до Иркутска, где уже было солнечное утро и легкий морозец. Мы сразу поехали на ж.д. вокзал, где взяли одни из последних билетов в сторону Братска. Затем закинули вещи в камеру хранения, перекусили пирожками в вокзальном кафе и отправились гулять по городу. В Иркутске из нас не был только Саша, поэтому мы решили пройтись по уже проверенным маршрутам, чтобы показать ему самое интересное. За последнее время многие здания в центре города отреставрировали, но попадаются еще деревянные дома начала прошлого века. Мы же, тем временем, посетили несколько книжных магазинов, краеведческий музей и отправились на берег Ангары, где установлен памятник Александру II. Ангара замерзла только около берега, где расположились рыбаки и многочисленные утки. Прошлись по набережной, там порадовал симпатичный березовый бульвар, солнце пригревало как весной. Дальше по улице Российская двинулись в центр, где к Новому Году поставили елку и сделали выставку ледяных фигур, а также ледяную горку, которую даже некоторые из нас обкатали. Вообще город украшен очень нарядно, а вечером на всех центральных улицах включили праздничные гирлянды. Еще в программе была картинная галерея, затем стало темнеть и мы решили закупаться продуктами в поезд. Купили омуля, разных яств и поехали в сторону вокзала, где через час загрузились в поезд.
На следующий день мы вышли не в самом Братске, а в поселке Гидростроитель, откуда на автобусе можно доехать до Братской ГЭС, крупнейшей в Европе. Объемы ее действительно впечатляют. На берегу довольно большие сугробы, растут сосны. Назад мы ехали на легендарном ЛиАЗе 677, которые сейчас можно встретить только в отдаленных уголках страны. А ведь еще 15-20 лет назад они составляли большую часть всех автобусных парков. Следующий наш поезд Красноярск - Северобайкальск, в купе которого мы и встретили Новый Год раньше Москвы на 5 часов. Вагон был полупустым, чем воспользовались проводницы и начали отмечать Новый Год по Красноярскому времени. На ближайшей крупной остановке все вышли из вагонов и зажигали бенгальские огни, звонили друзьям с поздравлениями и наблюдали салюты и фейерверки.

января 2007 года мы прибыли в Северобайкальск, который тоже весь был украшен новогодней иллюминацией. Немногочисленных гостей города, сошедших с поезда, тут же разобрали таксисты, а мы дошли до центральной площади, где в ледяном городке покатались с горок. Затем вернулись на вокзал, перешли через железнодорожные пути и вышли на берег Байкала. Лед на нем совсем недавно встал, но машинам еще было запрещено ездить по льду. Сиротливые тенты от солнца смотрятся в белом безмолвии сюрреалистически, совсем не верится, что летом здесь оживленный пляж. Дальше по плану у нас было посещение горячих радоновых источников Дзелинда, которые находятся недалеко от станции Кичера, в 100км от Северобайкальска. Нам удалось уломать таксиста на 1000 р. и мы поехали по живописной зимней дороге. Несколько раз мы просили его остановиться и выходили фотографировать. Источники расположены в вековом лесу, Восточно-Сибирская железная дорога построила там оздоровительный комплекс - резные деревянные домики и 2 бассейна. Многие приезжают туда на выходные, сейчас все комнаты были заняты, но можно оплатить только само купание, что мы и сделали. 1 час стоит 80р., к вашим услугам теплая раздевалка с душем. Над бассейнами стоял пар - ведь воды Дзелинды +44,5 градуса, а на улице было около -15. Ощущения от купания просто непередаваемые - ты настолько расслабляешься, что помолодел на много лет, недаром же купание в источниках показано при многих заболеваниях. А если вылезти и обтереться снегом, а потом снова в воду, то это совсем по-сибирски. Потом мы долго обсыхали и остывали, затем посидели в кафе и прогулялись до диких источников, которые образуют заводи в лесу. Хотя там приходится переодеваться прямо на морозе, желающих искупаться все равно много. Настоящий зимний лес тоже великолепен. Потом наши знакомые подбросили нас до станции Кичера, там мы немного погуляли по поселку, но, замерзнув, стали ждать поезд в сторону Таксимо в вокзале.

Часть.2

Чёртов мост
В Таксимо мы высадились совсем ранним утром, сразу почувствовали сильный мороз и решили досыпать на вокзале до рабочего поезда на Северо-Муйский обход. Сева все же прогулялся по поселку и сфотографировал памятник-самолет Г-1. Это копия использовавшихся на довоенных изысканиях трассы БАМа гидросамолетов. Зимой 1981-82 г.г. из озера Баранчеевского (недалеко от Таксимо) был поднят упавший при посадке в 1940 году на озеро гидросамолет летчика Сергея Курочкина. Теперь его копия установлена как памятник всем изыскателям Байкало-Амурской магистрали.

Около 7 часов началась посадка в рабочий поезд на запад, в нем мы еще поспали и в 10.16 вышли на разъезде Перевал, откуда нам предстояло пройти около 17км до станции Итыкит. Погода способствовала походу - легкий морозец градусов 12, небольшой снежок и солнце, выглядывающее из-за перевала. Ложбина в Северо-Муйском хребте поражала своим белым безмолвием и величественными вершинами, вдоль которых и проложена железная дорога. Рабочие поезда, встречающиеся по графику на Перевале, разъехались, и установилась полнейшая тишина, нарушаемая изредка нашими разговорами. Довольно скоро мы пересекли автодорогу (автоБАМ), а через некоторое время внизу открылась живописная долина реки Ангаракан и знаменитый "Чертов мост" на переднем плане. Мост построен по уникальному проекту, так как мало того, что он сильно изогнут в плане, еще имеет в центральной части столбчатые опоры в два яруса.

Через пару часов активного передвижения по запорошенным шпалам мы сделали привал, тут весьма пригодился заправленный в поезде термос с чаем. Далее на нашем пути было препятствие в виде охраняемого западного обходного петлевого тоннеля и мы призадумались, как лучше его миновать. Собственно, вариантов было два - либо просить охранников пропустить нас вниз по служебной лестнице между двумя порталами, либо спускаться напрямую по снежному склону, но снега было очень много, минимум по пояс. Все же решили испробовать первый вариант, а в случае неудачи вернуться и спускаться по снегу. Замедлив ход, мы двинули организованной группой к верхнему порталу, и остановились перед колючкой и предупреждающим щитом. Вскоре к нам вышел охранник, которому мы и сообщили нашу просьбу. Он был не против пропустить нас, чего не разделяли две его собаки, которые то и дело пытались схватить нас за ноги, пока мы спускались вниз. Охранник сказал, что внизу нас встретят его коллеги, которым по рации он уже сообщил о нас. И тут события приняли непредвиденный оборот. Внизу охранники забрали у нас паспорта и сказали, что сейчас выяснением того, что мы здесь делаем, займутся сотрудники спецслужб. Несмотря на то, что от охранников даже на расстоянии пахло спиртом, их слова звучали пугающе. Минут 10 они внимательно изучали нашу прописку и прочие данные и повторяли, что ходить здесь категорически запрещено и они уже вызвали ФСБ. Но потом это оказалось такой новогодней шуткой и нас отпустили с миром, но посоветовали идти по автомобильной дороге. Мы же совсем скоро миновали еще один небольшой неохраняемый тоннель и дошли до "Чертова моста", который сфотографировали со всех ракурсов. Через пару километров был еще один мост "на спичках", потом нам на встречу попался снегоочиститель, а потом был разъезд Осыпной. Уже стало смеркаться, мы вышли на автомобильную дорогу и за час до рабочего поезда добрались до Итыкита. Диспетчер любезно пригласила нас внутрь погреться. И вот уже поезд Москва-Тында, который здесь стоит 1 минуту. В остановившемся напротив нас вагоне дверь почему-то закрыта, бежим в следующий, который оказывается вагоном-рестораном. Успешно садимся (хотя и без билета) и идем к начальнице поезда, которая должна решить нашу дальнейшую судьбу. И решает она ее с пользой для всех - мы едем в купе до Юктали, а она берет с нас цену плацкартного билета, но билеты не оформляет.

Прибыв в Юктали, мы первым делом пошли за билетами до Тынды. Затем, по плану, нам было нужно добраться до эвенкийской деревни Усть-Нюкжа. Пешком туда идти 9 км, мы прошли около километра, после чего поймали четверку, водитель которой как раз ехал в деревню по делам. Зимой дорога частично идет прямо по льду широкой реки Нюкжа, летом сообщение только по воде, а до пуска БАМа часто использовались вертолеты. Водитель высадил нас в самом центре деревни, на площади, где расположены здание местной администрации, почта и 3 магазина, все деревянные. По ощущениям, было не меньше -30 градусов мороза, ясно и солнечно. Усть-Нюкжа стоит на слиянии рек Нюкжа и Олекма. Мы прошлись по берегу Олекмы, русло которой живописно уходит за горы. Река,и вообще дикая природа, является кормилицей эвенков.

За 10 минут на воздухе мы слегка подмерзли и пошли греться в магазин. Прилавки удивили московским ассортиментом и доступными ценами. Эвенкийское население вполне цивилизованно закупалось продуктами и мы последовали их примеру. Потом мы еще немного походили по деревне, которая ничем не отличалась от сибирских деревень - деревянные избы, дымок из трубы, собаки на привязи. Я еще зашла на почту, там была очередь из эвенков, желающих отправить посылки и телеграммы. В общем, цивилизация вполне дошла до этого глухого уголка. Пока мы все окончательно не замерзли, было решено двигаться в обратную сторону. И вот удача - снова тот же водитель едет назад в Юктали и берет нас. Вышли мы на зимнике через Нюкжу и дальше пошли пешком. Вот тут мне пригодился шлем, в котором была прорезана только щель для глаз - мороз и ветер переносить было довольно сложно. Саша и Миша так замерзли, что скорее стремились на вокзал и сильно ушли вперед. На вокзале мы отогрелись, попили чаю и пошли смотреть сам поселок. Юктали строились строителями из Челябинска с 1981 по 1990 год. В поселке есть вся инфраструктура - школа, клуб, аптеки, больница, магазины. Все здания строились на сваях - ведь здесь зона вечной мерзлоты. Из-за отсутствия фильтров на местной котельной, снег здесь не белый, а темно-серый. Вернувшись на вокзал, мы еще успели отправить и получить смс - здесь хорошо ловили все 3 оператора сотовой связи. И вот уже поезд Кисловодск-Тында, на котором вечером мы приезжаем в столицу БАМа Тынду.

Часть.3

Тайшет
В Тынде морозно, на небе звезды по кулаку. Идем на вокзал, в комнаты отдыха. Решили остановиться в 4-х местном номере по 17р. с человека в час. Подъем у нас планировался в 7 утра, чтобы успеть осмотреть музей БАМа. В комнатах отдыха можно принять душ за 60р полчаса, использовать чайник, утюг, а также зарядить телефон за 15р. в час. В самих комнатах электрические розетки отсутствуют. Положив вещи, мы пошли в центр города немного прогуляться. Табло над вокзалом показывало температуру минус 26. Но после душноватого вагона было приятно погулять с полчасика перед сном. В центре горели фонари, уличные гирлянды.

Ранний подъем, быстрый завтрак и вот уже по утренним улицам мы пробираемся к музею БАМа. Заранее, еще из Москвы, мы согласовали с директором музея раннее время нашего визита (8 утра), так как уже в 11.35 половина нашей группы должна была отправляться на поезде в обратную сторону, до Таксимо. А Миша и Саша собирались продвигаться в сторону Иркутска через Сковородино и Транссиб.

Сергей Федорович был уже в музее и ждал нас. Далее в течение пары часов мы осматривали 8 залов музея с экскурсионным сопровождением директора музея. Представлены экспонаты самых разных тематик: БАМ, природа, старая и современная Тында, ГУЛАГ (БАМлаг), эвенки, полезные ископаемые и др. Особенно впечатляют символические ключи от БАМа (использовались как сувенир при стыковке) и макет вагона длиной около метра. Летом также можно осмотреть "Бочку Диогена" - бытовку в форме бочки, которая установлена на улице. При строительстве города из таких бытовок состояла целая улица. Также планируется установить рядом с музеем легендарный грузовик Магирус. Сергей Федорович рассказал много интересного, но самым удивительным была информация, что сейчас БАМ себя полностью окупает (в прессе же муссируется убыточность этой дороги): "Я это точно знаю, так как спрашивал у железнодорожников высшего эшелона. А скоро еще через нас пойдут наливные составы в Китай - БАМ будут усиливать, открывать новые разъезды!". После экскурсии мы еще приобрели книги и открытки, поблагодарили за прекрасную экскурсию и побежали дальше. На самом деле оставалось чуть более часа до отъезда, а нам еще хотелось посмотреть город. Первым делом мы еще посетили книжный магазин "Чароит", где купили книгу о бамовской фалеристике.

Конечно, для осмотра Тынды час - ничтожно мало. Даже в быстром темпе мы успели лишь пройтись по улицам центральной части (Школьная, Московских строителей, Красная Пресня, Профсоюзная). Было морозно (около -30), зато солнечно. По меркам центральной России Тында город небольшой, 32-33 тыс.жителей, но для малолюдных тысяч километров дальневосточной тайги это очень приличный город. Часть зданий была завезена в Тынду с московских домостроительных комбинатов и московскими же шефами возведены, поэтому порой возникали чувства, что находишься в одном из районов Москвы, например, в Ясенево. В центре города привлекает внимание недавно построенный собор Святой Троицы. Вскоре мы снова вышли к вокзалу, купили пирожков в дорогу, пофотографировали картины про БАМ внутри вокзала и стали прощаться. На перроне мы сделали несколько снимков на память, пожелали друг другу удачного завершения путешествия и достижения места встречи - Иркутска. После чего мы запрыгнули в вагон и через 3 минуты поезд Тында - Москва начал свое пятидневное путешествие до столицы. Но мы пока еще ехали не домой, а "всего лишь" до Таксимо (почти сутки езды). Еще в Москве мы обзавелись билетами на всю обратную дорогу до Иркутска с учетом завершения праздников и возможного дефицита, и надо сказать, что не прогадали - плацкартные вагоны уходили полностью заполненными. Почему нет ежедневного поезда дальнего следования из Тынды на запад - большая загадка, так как в отдельные дни их нет ни одного (московского или кисловодского). По разговорам с местными было понятно, что с плацкартными билетами довольно часто бывают сложности, особенно в теплое время. Мужчины из соседнего отсека ссылались на некий источник, от которого узнали, что вскоре железные дороги Восточно-Сибирская и Дальневосточная объединят и тогда вновь появится ежедневный поезд Тында - Северобайкальск (как было раньше).

Наш вагон был относительно старый, не сравнить с тем новеньким, в котором мы ехали сутки назад в кисловодском поезде. Публика было довольно колоритной: часть людей ехала до конца (и даже дальше - наши соседи ехали к родственникам в Одессу), часть - до относительно близких поселков (Лопча, Чильчи). В разных местах вагона ехало несколько китайцев и корейцев. Куда ехали они было непонятно, по-русски они говорили плохо. В светлое время мы смотрели в окно, любуясь солнечными видами природы, читали, а также ознакомились с цифровыми фотографиями соседа, ехавшего из Нерюнгри в гости к сыну в Красноярск - по его словам, портативный DVD-плеер в Благовещенске стоит совсем недорого, даже пенсионеры могут себе его позволить. Перед сном мы еще посмотрели в окно (дело было западнее станции Хани - мы как раз двигались по муруринскому подъему (это хребет Удокан, высшая точка рельсов БАМа), поражаясь красоте природы: внушительные заснеженные горы по обе стороны вагона в свете полной луны были чем-то завораживающим! Мы даже немного пофантазировали, что, наверное, интересно было бы приехать в эти места в теплое время, и покататься на велосипедах по прилегающей автодороге.

Часть.4

Северо-Муйская долина
Утром все еще спали, а мы уже поднялись по будильнику. Изначально билеты мы покупали до станции Казанкан, где обходная линия непосредственно отходит от основной магистрали, идущей через тоннель. Но на Казанкане нет полноценного вокзала, поэтому мы решили выходить раньше, в Таксимо, где и дожидаться нашего рабочего поезда в сторону обхода. Важно было лишь не проспать, так как проводница бы разбудила нас значительно позже.

Попили чай, собрали вещи и вот мы снова на ставшем почти родным вокзале в Таксимо. Впрочем, в этот раз рабочий поезд мы ждали совсем недолго, чуть более часа. Все было абсолютно как в прошлый раз (возникло даже чувство "дежа вю"): также недалеко от вагона стоял трактор с прицепом, из которого несколько мужчин ведрами носили уголь в вагон. Путь у поезда составляет около 8 часов, топить приходиться постоянно, поэтому угля требуется много. Столько, что им заполняют не только полагающиеся для этого емкости, но и рундуки первых двух плацкартных ячеек. А первая ячейка еще и как бы отгорожена занавесочками, чтобы было понятно, что там едут проводники, а напротив их - на боковом столике - стоит небольшая наряженная елочка. Мы нашли свободные места, разложили вещи и легли на верхние полки досматривать сны.

Проснулись в районе разъезда Северомуйск. Поезд слегка опаздывал. Не спеша позавтракали, посмотрели в окно на красивый малиновый восход солнца над горами и вскоре в одиночестве десантировались на разъезде Горячий Ключ. Проводница удивленно спросила, куда это мы - на что мы ответили, что хотим прогуляться. Разъезд был абсолютно безлюден - собственно это и послужило выбору его в качестве начальной точки похода: придя на разъезд Перевал можно обогреться в домике дежурной, а здесь пришлось бы стоять на морозе, ожидая вечернего рабочего поезда. Летом же удобнее двигаться в обратную сторону, так как в этом случае лишь четверть пути перегона придется идти в гору.

Было около -20 градусов, ясно. Снега много - буквально по колено, как только сходишь с железной дороги в сторону. Пока мы на разъезде осматривались и фотографировали пейзажи, поезд успел проехать одну из петель этого участка и подняться еще на один "этаж" вверх склона - так неожиданно было среди тишины вдруг услышать его перестук чуть выше нас. Надо сказать, что хотя сейчас по обходу регулярно ходят лишь рабочие поезда (по два навстречу утром и вечером), но надо быть аккуратным - поезд в кривых участках с выемками становится видно и слышно лишь за пару сотен метров. Собственно, зная о скором проходе встречного рабочего, мы не торопясь, двигались вперед, ожидая увидеть его навстречу. Сначала хотели подождать поезд у галереи (с нее очень хорошо видна уходящая на восток фантастически красивая долина реки Муякан), но поезда долго не было и мы двинулись дальше. Все-таки в этот раз предстояло пройти больше прошлого - 22 км, причем большую часть в гору.

Как мы и ожидали, поезд вынырнул в кривой выемке прямо перед нами. Быстро сошли вбок, но фотоаппараты уже были наготове и состав был запечатлен на память. Над горами медленно поднималось солнце и постепенно вся долина оказалась подсвеченной, а снег искрился в отблесках. На небе же завис "столб" со всеми цветами радуги. Как правильно называется это явление не знаю, но видимо его природа та же, что и у северного сияния, только сияние возникает в темное время, а сейчас же напротив был полдень. А мы все продвигались вперед, обходя одну петлю за другой, наблюдая как постепенно поднимаемся на очередной "этаж" обхода, и представляя, каких огромных сил строителям стоило затащить на гору железную дорогу. Пожалуй, этот перегон - наиболее красивая часть Северомуйского обхода. К тому же на нем не надо договариваться с охраной объектов, так как восточный обходной тоннель находится на другом перегоне (Горячий Ключ - Казанкан). В общем, иди по дороге и любуйся фантастическими видами горных пейзажей. Лишь не забывай про возможность появления поезда (стоит смотреть на светофоры - в какую сторону включены сигналы, оттуда и следует ожидать вероятное появление состава). Да еще гипотетически могут появиться дикие звери - нам по пути несколько раз встречались звериные следы средних размеров (правда, мы не сильны в их распознавании).

Во второй половине маршрута появился ветер, причем дул он в лицо. К тому же появились и небольшие снежные тучки. И чем дальше мы поднимались в гору, тем сильнее ощущался ветер. На 32 км обхода наш подъем наконец-то закончился, линия "перегнулась" и далее мы уже шли под уклон. Вскоре, примерно за 5 км до конца нашего похода встречный ветер стал сильным, а также началась метель. Мы искренне радовались, что не надо пытаться определять маршрут, а надо просто идти вперед по железной дороге. Времени в запасе у нас имелось достаточно и мы на 10 минут зашли погреться в будку рабочих. Эти сооружения несколько раз мы встречали на пути, причем они открыты - любой, кто замерз, может зайти отдохнуть, погреться. В некоторых будках даже не до конца закрыты двери, потому что иначе снег запросто ее завалит, и зайти будет невозможно.

Начало смеркаться. Вскоре спереди показались огни, но это были лишь огни у зданий охраны вентиляционной шахты основного тоннеля (тоннель строили не только от двух порталов, также бурились с горы шахты, впоследствии ставшие вентиляционными), но эти огни уже нас немного грели - все-таки после безлюдных километров ощущается человеческое тепло! Пурга и встречный ветер еще сильнее мешали идти (приходилось для перевода дыхания время от времени отворачиваться назад на минутку), но тут вдали радостно засветился сигнал входного светофора на разъезд Перевал - значит мы уже почти у цели! Еще километр до светофора и километр до домика разъезда мы прошли уже в темноте. Тем радостнее и светлее были огни в окнах.

Наконец мы зашли в здание дежурной. Так же, как и в здании разъезда Итыкит, тут имелось пространство для ожидания поезда, с сиденьями. Дежурная, услышав, как мы зашли, подошла, включила нам свет. С ней же на разъезде дежурит черный пес Тузик - его лай мы запомнили еще с прошлого похода (когда шли с Перевала на запад). Сейчас же он присмирел, и мы его немного покормили, а заодно и сами с удовольствием употребили чай с бутербродами. Надо сказать, что ввиду холодной погоды, мы почти не делали привалов (останавливались пару раз на 5-10 минут). Забегая вперед скажу, что Сева обморозил себе подбородок (в течении недели сходила кожа) и пальцы правой руки (постоянно ими касался холодного корпуса фотоаппарата).

Потрясла аура места. Вокруг лишь молчаливые горы (по карте отмечены высоты более 2000м), около которых находится этот крошечный домик. Но внутри чувствуешь себя уютно, почти по-домашнему: тепло, тихо, зеленые растения в горшочках на окнах, а из комнаты дежурной льется музыка. Пока отогрелись, уже и поезда начали подходить. Сначала пришел встречный - на Уоян, а минут через 10 из темноты вынырнул и наш поезд - до Таксимо. Дежурная вместе с Тузиком встречали и провожали поезда. Все уехали, а они остались. Посреди темноты и этих многовековых величественных гор.

Часть.5

памятник в Улькане
В Таксимо мы прибыли поздним вечером. Билеты заранее взяли еще утром - решили брать "бизнес-класс", как постоянно шутил Миша, то есть в общий вагон ("бизнес-класс" - так отображает справочный терминал Экспресса на вокзалах билеты без указания номера места, и общие места почти всегда под это подпадают, отсюда и прикол). Собственно решили так, потому что: а) основной народ еще на праздниках (а не в дороге); б) в данном поезде общие места продают в купейные вагоны (по 54 человека в вагон, а не по 81 или 96, как в других местах); в) общих вагонов тут идет два.

До поезда на Северобайкальск оставалось чуть более часа, которые мы провели в уютном кафе на вокзале, неплохо пообедав и поужинав за один присест. Поэтому, как только пришел поезд, мы сразу же залезли на верхние полки в свободное купе и отошли в мир сна.

В Северобайкальске у нас времени почти не было - всего через час с небольшим. Мы еще изначально решили, что этот город мы уже знаем, да и к тому же еще обязательно как-нибудь приедем сюда летом, а сейчас хотелось посмотреть что-то другое из попутных к Тайшету мест. И этим местом был выбран Улькан. В самом же Северном (как его величают местные) у нас было две задачи: зарядить аккумулятор для моего фотоаппарата (для этого мы на час его поставили в комнатах отдыха вокзала за 31 рубль - это их официальная услуга) и встретиться с Викой или Сергеем, чтобы вернуть случайно прихваченный Мишей пакет с подарком для их дочки (это тоже состоялось). Мы еще успели сбегать в Торговый центр для закупки еды на ближайшие сутки.

Поезд Тында - Кисловодск был полностью заполнен (тындинские составы почти всегда полны - все-таки недостает туда поездов. Поэтому если будете собираться в эти места, следует брать билеты заранее, либо настраиваться на пересадку в Северобайкальске). Даже за пару дней мы смогли купить лишь верхние полки. Но ехать все равно недалеко, пара часов. К тому же на одном из мест была свободна именно нижняя полка (а пассажир спал наверху, так как на нижнем ехала бабушка, вышедшая в Северном), на ней мы и разместились.

Большинство пассажиров еще спало. Поэтому нас ничего не отвлекало от наблюдения сказочной природы Прибамья. Чем ближе мы подъезжали к Давану, тем снега становилось все больше, а природа - необычнее. Мы даже решили, что при следующем визите на северный Байкал надо запланировать пешие походы по железной дороге от Давана к Гоуджекиту и от западного портала Даванского тоннеля до Кунермы (Сева прошлым летом с другом ходил пешком по старому обходу тоннеля через перевал и остался очень доволен пейзажами).

Как только пересекли длинный Даванский тоннель, мы вновь оказались в Иркутской области. Улькан встретил заснеженными путями (сошли с поезда и сразу ушли в снег по щиколотку) и пасмурным небом, откуда падали снежные хлопья. Традиционно для БАМа огромный и красивый вокзал - витрина поселка и его визитная карточка. Возводили Улькан строители из Азербайджана, поэтому в оформлении преобладают восточные орнаменты, а в зале ожидания достойна осмотра чудесная мозаика с изображением счастливых молодых людей и строящихся новых городов. И перрон, и привокзальная площадь украшены фигурами из снега (Дед Мороз, Снегурочка, поросята), а внутри вокзала на стекле огромная картина на новогоднюю тематику. Приятно.

На осмотр Улькана у нас было 2,5 часа. Это в самый раз, чтобы неторопливо пройти по улицам, посмотреть жилые кварталы, а еще и немного выйти в "пригород" (на природу). В принципе, в поселке ничего сверхъестественного обнаружено не было: благоустроенный бамовский "хорошист" (тем же Юкталям с почти повально зацементированными окнами первых этажей пятиэтажек даст хорошую фору). В Улькане понравились три вещи: памятник на привокзальной площади (огромный былинный богатырь), родник (буквально на краю леса, сразу за последними домами юго-западной части поселка) и мозаики на общественных зданиях (школе, дошкольном учреждении "Белочка") на тему мира и детства.

Главная улица поселка носит имя 26 Бакинских комиссаров. Вблизи вокзала водонапорная башня, а чуть дальше котельная с высоченной трубой (снег вокруг исключительно белый). На них увековечена информация о шефах-строителях: "1981 год", "Азербайджан - БАМу", "СМУ "Азбамстрой". А еще имеется магазин "БАМ", а чуть ниже приписка "ИП Ибрагимов". Азербайджанцы на улицах встречаются. Интересно это дети тех, кто строил Улькан или приехали уже в последние годы развивать торговлю?

Последний штрих - огромная нарядная елка напротив вокзала, а рядом детский город из деревянных и ледяных конструкций. Кстати, рядом с вокзалом обнаружили заведение с вывеской "гостиница "Престиж", но узнать расценки и возможность гипотетического ночлега в будущем не удалось - все двери были закрыты.

Часть.6

Тайшет
Из Улькана мы ехали в Тайшет. Стоянка поезда Северобайкальск - Москва - минута. И как назло, наш 27 вагон оказался вовсе не в хвосте, а сразу за электровозом. Бежать по заснеженным путям вперед было нереально, поэтому сели в ближайший вагон и потом минут 5 шли по всем вагонам. С другой стороны было интересно, что отдельные вагоны были без единого пассажира, в других же по 20-25 человек. Наш вагон был прицепкой до Томска, поначалу довольно свободный. В Усть-Куте он довольно сильно наполнился, а в Коршунихе и Братске стал полным - новогодние каникулы подходили к завершению.

В Тайшет прибыли утром, уже рассвело. Это был последний полноценный день путешествия. До поезда на Иркутск в нашем расположении было 5 часов - в принципе для Тайшета оптимально, чтобы не спеша побродить.

Как известно, Тайшет - это единственная точка, которую нельзя миновать, если едешь поездом из европейской России в Восточную Сибирь или Дальний Восток: по каким бы дорогам вы не ехали, Тайшет обязательно будет на маршруте. Но не всегда Тайшет был узловой станцией. Поселение возникло чуть более 100 лет назад (благодаря прокладке Транссиба) и тогда это была лишь промежуточная станция 3-го класса (то есть далеко не из списка самых важных). В мае 1897 года Тайшет услышал первый паровозный гудок, и вся его дальнейшая жизнь тесно переплелась с рельсовым полотном. В 1930-х начинаются действия по проектированию и строительству БАМа и линии на Абакан, свернутые в военное время. Но спустя два десятка лет к этим планам вновь возвращаются. И теперь Тайшет является одним из важнейших железнодорожных узлов России. "Холодная вода" - именно так истолковывается название города с языка кетов, населявших эти земли к моменту открытия Сибири русскими.

Основные исторические достопримечательности находятся на привокзальной площади: огромная водонапорная башня вековой давности и старое здание железнодорожного вокзала (сейчас в нем отделение ж.д.милиции). Соседствуют с ними современный красавец-вокзал (обновлен к 100-летию Транссиба), памятник-паровоз серии Л, железнодорожная администрация (бывшее отделение дороги), гостиница "Бирюса" (от 300 до 3000 рублей за сутки), сквер с фонтаном и памятниками. Сам город разбросан по обе стороны от железной дороги, но большая его часть лежит к северу. По сути, Тайшет - беспорядочный набор разбросанных микрорайонов пятиэтажек, частных домов и коммунальных послевоенных зданий. В промежутках между ними примостились гаражи, большая часть которых (не зря считается, что это город железнодорожников!) сделана из вагонов, причем не только крытых, но и цистерн.

Самый благоустроенный микрорайон - "Центральный" - построен уже в бамовские годы (на стенах его домов красиво кирпичами выложены надписи "60 лет СССР", "40 лет Победе", а также олимпийский Мишка). Прямо перед микрорайоном устроен традиционный для сибирских городов ледяной городок, с нарядной сосной посредине. Фигуры Деда Мороза и Снегурочки и орнаменты между ними сделаны настолько детально, что запросто поверишь, что в качестве материала использовался хрусталь. А поодаль от микрорайона находится памятник-танк Т-34 на постаменте.

Нагулявшись по городу, решили пообедать. Столовой обнаружено не было и тогда мы пошли в привокзальный ресторан. Вообще-то мы стараемся не питаться в вокзальных заведениях, но это приятно удивило: чисто, недорого и готовили быстро. Ну и соответственно внутри все было оформлено на новогоднюю тему: все в снежинках, на стенах елочки из мишуры. Обед из трех блюд обошелся нам в сто с небольшим рублей.

На этом наша прогулка по Тайшету и закончились. Посмотрев на локомотивы и "круглую" электричку, погрузились в вагон поезда Усть-Илимск-Иркутск (но в Тайшете он отстаивается очень долго - несколько часов). Поначалу людей было мало, а за окном светило солнце и мы смотрели на заснеженные просторы вдоль петляющего Транссиба, деревушки с избушками, сосновые леса.

Неожиданно посреди игравшей по поезду музыки раздался голос начальницы поезда: "Всем проводникам проверить боковые двери, машинист встречного сообщил, что одна дверь с его стороны открыта". Потом еще несколько раз это же повторилось, но с добавлением: "Передайте в другие вагоны, и в абаканскую прицепку". Через некоторое время объявления изменились: "Срочно сообщите проводнику 26 вагона, чтобы зашел к начальнику поезда". И так раз 7. Причем, с каждым разом интонация усиливалась и пассажиры начали шутить, что следующим объявлением будет что-то вроде "Передайте проводнику 26 вагона, что если он не идет ко мне сам, то сейчас я сама пойду к нему". Но потом объявление еще раз сменилось: "Передайте проводнику 26 вагона, что на станции Алзамай к нему подойдет милиция" и так еще раза 3.

Тем временем Саша и Миша прислали сообщение, что едут на маршрутке из Улан-Удэ в Иркутск и это их не очень радует. Вообще, изначально у них все шло по плану: они нагулялись в Тынде до вечера, сели в ночной "бизнес-класс" поезда Нерюнгри - Хабаровск до Сковородино, утром съездили пригородными до станции Бамовская и обратно. Посмотрев Сковородино, поехали на недавно введенном поезде Владивосток - Иркутск до Читы и там провели весь день, Чита им очень понравилась. А вот далее по плану был ночной переезд до Слюдянки с расчетом погулять у Байкала, но на поезд Нерюнгри - Новосибирск билетов не было, и они другим поехали в Улан-Удэ. Рваться в Слюдянку они не стали, а решили немного погулять по Улан-Удэ. Из Улан-Удэ в Иркутск не было вообще никаких плацкартных билетов на ближайшие сутки (сказывалось окончание новогодних праздников), поэтому пришлось им ехать на маршрутке по частично горной дороге.

В Иркутск поезд прибыл в 6 утра, а уже в 9.15 у нас уже был вылет на Москву. Сева же вышел в Ангарске, чтобы забрать купленные букинистические книги на тему Байкало-Амурской магистрали и приехал он уже непосредственно в аэропорт. Саша с Мишей ночевали в комнатах отдыха вокзала в Иркутске. Так мы снова воссоединились. Впечатлений от поездки у каждого было выше головы, все остались довольны проделанным путешествием. Зима в Сибири оказалась не такой уж и страшной, как обычно рассказывают. Или это нам так повезло?

В аэропорту была длинная очередь на регистрацию. Самолет опять же был огромным Аэробусом и опять под завязку - праздники заканчивались. Прощай Иркутск и снежная Сибирь! Москва же встречала нас низкими серыми облаками и …зеленой травой около посадочной полосы в Домодедово. Возникло ощущение, что может быть нас, по ошибке, посадили где-нибудь в Сочи или МинВодах…

Остальные фотографии из поездки можно посмотреть в фотоальбоме >>>


На Русский Север летом Семнадцать летних дней в Сибири... Цветущий Баку и его окрестности
На главную
Количество просмотров
Hosted by uCoz