Поездка в Псков


В 2004 году праздничные даты на календаре сложились так, что на февральские и мартовские праздники попадало по три выходных дня. Такой возможностью глупо было не воспользоваться, поэтому мы стали строить планы, куда можно поехать на трое суток. Основным вариантом была выбрана поездка в Каргополь, а запасным - вариант со Псковом. В конце концов, первый вариант отпал из-за плохой стыковки транспорта и было решено, что берем билеты до Пскова. Итак, вечером в пятницу наш поезд отправлялся в 19.56 с Ленинградского вокзала. Мне с большим трудом удалось успеть заехать домой после работы, взять вещи, отвезти ребенка к бабушке и успеть на вокзал. В поезд мы успели вскочить за минуту до отправления, что чуть не стоило инфаркта моему мужу, но все-таки сели (хотя и не в свой вагон) и вот поезд набирает ход, везя нас к новым впечатлениям.

В нашем плацкартном вагоне ехал класс старших школьников вместе с классной руководительницей, они сразу вели себя весьма неспокойно, видимо от переполнявшей их свободы. Причем руководительница не только не пыталась их успокоить, а даже наоборот будоражила разными разговорами. Когда основная масса пассажиров уже легла спать, а в вагоне погас свет, школьники разошлись по полной программе. Никакие замечания не имели на них действия. Все это продолжалось до трех часов ночи, а вставать нам нужно было в 6.30. Пришлось разбудить их классную и в конце концов в вагоне наступила тишина. Итак, утром прибываем в Псков. Судя по каплям на стекле вагона, здесь около нуля градусов, а когда мы выезжали из Москвы, было ниже 15 градусов мороза. Выходим на платформу, осматриваемся и идем на вокзал. На вокзале только что сделан евроремонт, очень чисто и симпатично. Недалеко от вокзала обнаруживаем музей Октябрьской Железной Дороги, который должен открыться в 11 часов. Решаем идти в сторону центра, найти гостиницу, положить вещи и вернуться в музей к открытию.

Первые впечатления от города в районе вокзала - большое количество пятиэтажек 50-60-х годов постройки. Доходим до реки Великой, и нам открывается панорама крепостной стены Псковского Кремля и Покровская башня. Осматриваем башню и боевые ходы на стенах с внутренней стороны. Внутри стены находится церковь Покрова от Пролома. Дальше идем вдоль крепостной стены по набережной реки до Ольгинского моста. Поднимаемся на него и фотографируем прекрасный вид на главную святыню Пскова - Троицкий собор и Кремль, называемый Кромом. На другой стороне реки около моста находится церковь Успения у Парома. До того, как не был построен современный мост, а был небольшой мост на плотах, церковь была видна с большого расстояния. Этот храм 1521 года постройки, ныне действующий. Рядом с храмом находится гостиница "Турист", с виду выглядящая привлекательно (в Интернете она рекомендована как недорогая и подходящая для туристических групп). Заходим внутрь, в холле сделан евроремонт, стоят симпатичные кожаные диванчики. Узнаем насчет двухместных номеров, номера есть, стоимость без удобств 170 руб. с человека в сутки. Это нас устраивает, и мы идем селиться. Номер небольшой, но уютный, 2 кровати, 2 тумбочки, 2 стула, стол и раковина. Чисто, симпатичное белье. В номере очень жарко - батареи работают на полную мощность, поэтому открываем окно. Наконец, вещи разложены, небольшой завтрак и можно налегке идти знакомиться с городом.

Едем на автобусе к вокзалу, где нас ждет разочарование - на дверях музея висит амбарный замок. Идем на вокзал, чтобы узнать расписания пригородных поездов. Следующий пункт программы - автовокзал, фотографируем расписания автобусов на Изборск и Печоры. Теперь можно возвращаться в центр. В центре Пскова через каждые сто-двести метров расположены храмы, многие из них уже открыты. Заходим в книжный, покупаем путеводители по Изборску и Печорам и идем в Картинную Галерею, музей Великой Отечественной войны и Поганкины палаты. Эти музеи относятся к Псковскому государственному историко-архитектурному и художественному музею, поэтому можно купить единый билет для их посещения. Картинная галерея сильно пострадала во время войны и сейчас в ней выставлено около 200 картин, включая Шишкина, Айвазовского, Коровина. В музее Великой Отечественной войны представляет интерес диорама "Битва за Псков" и документы, из которых следует, что из 200 тысяч человек, проживавших в Пскове до войны, к 1945 году осталось несколько десятков тысяч, а остальные были либо расстреляны в концлагерях, либо угнаны в Германию. Поганкины палаты представляют собой типичный особняк 18 века. Его построил Сергей Поганкин - богатый псковский купец. После осмотра музеев направляемся в Кремль.

Главной достопримечательностью Псковского Кремля является Троицкий собор - один из самых ранних храмов на Руси (нынешний построен в 1699 году, а до этого на его месте было два деревянных). Он был основан святой равноапостольной княгиней Ольгой, памятник которой не так давно появился в центре города. Внутри собор поражает объемом и акустикой. В нем находятся мощи псковских князей и несколько чудотворных икон. Также внутри Кремля можно осмотреть крепостные стены и даже пройти по галерее в стене. На территории Кремля помимо Троицкого собора находится музей "Приказные палаты", в котором представлен быт 18 века и частная картинная галерея, которая была закрыта. После Кремля мы опять пошли в центр, перекусить в кафе и зайти в Интернет, чтобы ознакомиться с почтой. Кафе "Лакомка" на улице Некрасова приятно удивляет стильными интерьерами, замечательным кофе и пирожными. На перекрестке ул. Некрасова и Октябрьского проспекта находится центральный телеграф, где можно осуществить доступ в Интернет. 1 час стоит 35 руб., часы работы с 10.00 до 21.00, воскресенье выходной. Наконец, вся программа первого дня выполнена, и мы отправляемся в гостиницу. Ужинаем и ложимся пораньше спать, т.к. завтра мы собираемся ехать в Изборск и Печоры на автобусе, отправлением в 8.50 с автовокзала.

Утро воскресенья встречает нас солнечной погодой и легким морозцем. Быстро завтракаем и едем на автовокзал. Билеты берем практически без очереди и присоединяемся к уже ждущему автобус на Изборск народу. Автобус оказывается таким же Мерседесом турецкой сборки, как и рейсовые городские автобусы. Садимся поближе к окну и автобус отправляется. Его маршрут лежит опять через центр и около Ольгинского моста он делает остановку и сажает еще пассажиров. Мы этого не знали, а так можно было не ездить на автовокзал и сэкономить около часа. Выезжаем из города, окно все время замерзает и через него не видно, где мы едем. Наконец, ровно через час после отправления мы въезжаем в Изборск. У нас есть 2,5 часа до автобуса на Печоры, чтобы осмотреть крепость и окрестности. Солнце уже поднялось над горизонтом, снег переливается под его лучами и пейзаж так и просится, чтобы его сфотографировали. Первое летописное упоминание об Изборске относится к 862 году в "Повести временных лет". Изборск был построен как город-крепость и регулярно подвергался набегам западных соседей. И в наше время полуразрушенные башни и стены крепости хранят былое величие и неприступность. В средние века на территории крепости было много гражданских построек, в том числе т.н. осадные избы, где жители посада могли переждать нападение врагов. В настоящее время самым крупным строением внутри крепости является Никольский собор, построенный в 1341 году и являвшимся общественным центром Изборска. Интерес представляют башни крепости - Луковка, Вышка, Темнушка и Рябиновка. На башню Луковка можно подняться (за 20 руб. с человека) и со смотровой вышки осмотреть окрестности города.

Недалеко от крепости находятся Словенские ключи - незамерзающие целебные источники. По преданию, тот, кто выпьет по глотку из каждого источника или искупается в них - получит здоровье, силу и мудрость предков. Но решаются встать под струи немногие, так как вода в них ледяная даже летом. Ключи впадают в Городищенское озера, в месте их впадения вода не замерзает, и в ней плавают 3 лебедя. Они уже привыкли к многочисленным экскурсиям и держатся рядом с мостками в ожидании угощения. Окрестности Изборска очень живописны, недаром здесь снимались такие фильмы, как "Андрей Рублев", "Звезда пленительного счастья", "Семен Дежнев" и другие. Даже зимой прогулка по окрестностям приносит массу впечатлений от развернувшегося перед глазами вида - спрятанные в снегу избушки, сосны, огромные валуны, принесенные ледником, небольшие часовни. На обратном пути к остановке автобуса мы застали приготовления к празднику Масленицы - на сцене уже установлено чучело для сжигания, готовятся к своему выступлению одетые в костюмы рыцарей ребята, бойко идет торговля сувенирами. Мы бы с удовольствием бы остались посмотреть праздник, но у нас еще запланировано посещение Печор, поэтому покупаем вкуснейшие пирожки с яблоком и клюквой и сувениры в подарок и идем на остановку.

Маршрутный автобус до Печор прибывает на 10 минут раньше расписания, он почти пустой, садимся назад. В основном на нем едут местные жители, так как большинство туристов организованно перемещаются на экскурсионных автобусах, причем те, кого мы видели в Изборске, затем встретились нам в Печорах. Автобус заезжает по пути в Печоры в различные деревни, и через сорок минут мы въезжаем на автовокзал города Печоры. Почти сразу идем искать Псково-Печерский монастырь. Получилось так, что мы вышли к нему с боковой стороны, а не около центрального входа. В этот момент опять показалось солнце, и мы торопимся заснять древние стены и купола храмов, переливающиеся от его лучей. По легенде, основателями Псково-Печерского монастыря были пустынножи- тели, которые основали кельи и церковь в пещерах. В 16 веке началось строительство монастыря, а затем и крепости вокруг него, чтобы отражать нападения Ливонского ордена. На крепость нападали шведы, поляки, литовцы, она осаждалась месяцами, но только единожды ее оборона была прорвана шведами. В 1959-66 годах были проведены значительные реставрационные работы по воссозданию крепости в первоначальном виде. И сейчас мы видим 9 башен и стены в их почти изначальном виде.

Идем вдоль стен, рассматривая древнюю кладку, и доходим до массивных ворот, которые приоткрыты. По всей видимости, это хозяйственный вход для монахов, мы заходим с целью спросить, можно ли осмотреть монастырь. Первый попавшийся нам мужчина в гражданской одежде проводит нас на территорию монастыря. Впереди святой источник, где каждый может набрать с собой святой воды и Покровская церковь, с ее голубыми куполами. Набираем бутылочку воды и идем к пещерам, куда уже подошла экскурсия. Смотрительница рассказывает историю основания пещер - в 14 веке местные жители случайно обнаружили вход в пещеры, а над ними надпись "Богом зданные пещеры" и мощи пустынножителей. Затем в ней поселился священник со своей женой, организовав кельи и пещерную церковь. После строительства монастыря пещеры углублялись и расширялись монахами и в них стали делать захоронения монахов, праведников и церковных иерархов. Затем в пещерах стали хоронить известных мирских людей - Мусоргских, Пушкиных, Суворовых, Плещеевых. Сейчас в пещерах несколько галерей, но осмотреть можно только несколько погребальных камер с чудотворными мощами. Каждый при входе жертвует сколько считает нужным на развитие обители.

Еще раз любуемся на панораму монастыря и поднимаемся вверх к выходу. После монастыря немного гуляем по городу и идем на автовокзал, чтобы узнать расписание автобуса до железнодорожного вокзала Печоры. Местные жители сообщают, что автобус будет через 40 минут, значит, у нас есть время сходить в столовую перекусить. Берем чай с пирожками и обедаем. Идем на остановку, до автобуса 10 минут. Годовалый малыш на остановке не дает покоя кошке - гоняет ее из под одной лавки под другую. Садимся в автобус, 20 минут и мы на станции Печоры. Поскольку Печоры опять стали приграничным городом (до границы с Эстонией несколько километров), проход на пути закрыт, везде натянута колючая проволока и висят надписи - "Пограничная зона, проход только по пропускам". На станции много милиции. Сама станция заполнена цистернами с нефтью, которую везут на Запад. Берем билет на пригородный поезд до Пскова и поднимаемся на холм, чтобы посмотреть панораму станции. За путями тянется густой лес, а там уже и Эстония. Видим, что тепловоз привез наш поезд, из него выходят пассажиры, значит скоро посадка. Ждем некоторое время на платформе, пока пограничники проверят поезд, наконец проводница открывает двери и мы заходим вагон. Это обычный общий вагон, который довольно быстро заполняется пассажирами, многие везут детей. Недалеко от нас едет тот ребенок, которого мы видели на автобусной остановке.

Прошло около часа, и мы на вокзале Пскова. Идем в полюбившееся нас кафе "Лакомка", где обещали всех желающих по случаю масленицы кормить блинами. К нашему приходу остались только блины с капустой, берем их, очень вкусные. Домой идти еще рано, решаем пройти по Рижскому проспекту до гостиницы "Рижская". Погода ухудшилась, поднялся сильный ветер. Около гостиницы фотографируем еще один памятник княгине Ольге и едем домой на автобусе. Вот и наступил последний день нашего пребывания в Пскове. Утром небо оказалось затянуто тучами, но потеплело. Сегодня у нас в программе посещение Снетогорского монастыря, который находится на северо-западной окраине Пскова и памятника Александру Невскому. Выходим из гостиницы на набережную реки Великой и решаем идти вдоль нее. По льду реки проходят лыжные гонки солдат (наверное, в честь 23 февраля), у многих солдат ремешки на лыжах периодически расстегиваются, им приходится останавливаться и поправлять. По нашим прикидкам, идти до монастыря по реке было около сорока минут, но на самом деле оказалось больше часа , поскольку не везде были проложены тропинки, а по насту скорость падает. Наконец показались стены монастыря, которые стоят отвесно над водой, обходим вокруг, ища, где можно будет подняться. В одном месте идет довольно крутая дорога наверх, поднимаемся по ней. Рождество-Богородичный Снетогорский Женский монастырь, построенный на Снетной горе (название происходит от рыбы "снеток", которой богата р.Великая), известен с 13 века, он часто подвергался набегам, а особенно сильно был разрушен в 30-е годы 20 века, когда к колокольне привязали канаты и баржами она была сброшена в реку. Затем в монастыре был санаторий, а во время войны фашисты разместили в обители штаб.

В 1994 году началось восстановление монастыря, сейчас в нем 60 монахинь. Главная архитектурная ценность - Собор Рождества Богородицы, с сохранившимися фресками 14 века. Осмотрев монастырь, идем к памятнику в честь Ледового побоища, который находится в нескольких километрах от монастыря. Дорога идет вдоль недавно отстроенных коттеджей весьма нелепой архитектуры, все дома построены "кто в лес, кто по дрова" и производят неприятное впечатление. Многие из них недостроены, а некоторые даже и брошены на завершающем этапе строительства (практически осталась отделка). Памятник, благодаря своим размерам и расположению на холме, виден издалека. Поднимаемся, чтобы осмотреть его поближе, но дороги как таковой на холме нет, поэтому это занимает довольно много сил и времени. Но памятник стоит того, он поражает своим величием. Обратный пуск несколько проще, затем идем на остановку 1 автобуса, который довезет нас до центра города. Обедаем в кафе и последний раз идем прогуляться по городу. На Октябрьском проспекте расположены сувенирные лавки, в частности магазин от завода "Гончар", где можно приобрести глиняные вазы, тарелки, кружки, различные фигурки из глины. Еще один сувенирный магазин предлагает картины псковских художников и красиво оформленные фотографии с видом города и окрестностей. У нас остается 2,5 часа до поезда, поэтому едем в гостиницу за вещами. Быстро собираемся, едим, сдаем номер и выходим на набережную. Как раз выглянуло солнце и осветило своими лучами старинный Кремль. Очень жалко расставаться уже полюбившимся нам городом, но мы обязательно сюда вернемся, поэтому бросаем монетку с моста и идем на автобус до вокзала. Приезжаем на вокзал, вот-вот подадут наш поезд. Через 10 минут садимся в жарко натопленный вагон, и поезд трогается. Прощай Псков, мы уезжаем с массой новых впечатлений, интересными фотографиями и большим желанием вернуться сюда в теплое время года.

В 22 часа проводница отключает в вагоне свет, и те, кто еще не постелил постель, вынуждены это делать почти в темноте. В вагоне все еще жарко, можно спать без одеяла. Но к середине ночи вагон остыл, пришлось вставать за свитером и одеялом. Утром просыпаемся от того, что многие уже собираются к выходу, на часах 6 утра, а поезд прибывает в 6.20. Редкий случай, когда проводница не разбудила за 1,5 часа до прибытия (из-за закрытия туалетов), а дала поспать. Некоторые спали вплоть до прибытия поезда на вокзал. И вот, мы в Москве, возвращаемся к повседневным заботам, зная, что одна ночь - и мы можем оказаться опять в тех чудесных местах, в которых мы побывали.


На Русский Север летом Семнадцать летних дней в Сибири... Цветущий Баку и его окрестности
На главную
Количество просмотров
Hosted by uCoz